Группы и их свойства
Как правило, проблемы, возникающие в ходе выполнения производственных задач, в значительной мере порождены причинами, «растворенными» в конкретном подразделении. Поэтому и устранять их имеет смысл лишь системно, пересмотрев сложившийся стиль взаимодействия между руководителем и подчиненными, при котором не достигаются поставленные цели. В определенном смысле это напоминает подход, исповедуемый системной семейной терапией, в соответствии с которым «излечиться» от проблемы может только вся семья. И альтернативы этому нет. Для проведения такого анализа необходим хотя бы минимум сведений о групповом взаимодействии, накопленных в социальной психологии.
Понятие и свойства группы
В 50-е годы начался процесс неуклонного повышения интереса к группе как объекту исследования. Фрезер в 1978 г. предложил список шести основных характеристик группы:
• взаимодействие членов,
• восприятие группы как чего-то реального,
• наличие групповых целей,
• формирование норм взаимодействия в группе,
• синэргетический эффект от взаимодействия в группе,
• эмоциональные отношения между членами группы,
• относительная закрепленность ролей.
Психологической группой можно назвать некоторое число людей, которые:
а) взаимодействуют между собой,
б) знают друг друга,
в) воспринимают себя как членов одной группы.
Оснований для классификации групп несколько. Во-первых, отмечаются эмпирические различия между группами и выделяются следующие типы групп: ― сеть, ― рабочая, ― семья, ― дружеская, ― институциональная (организация), ― специально созданная (лабораторная). Во-вторых, группы различаются по следующим характеристикам: ― размер, ―однородность членов, ― фоновые свойства, ― статусы членов, ― степень открытости, ― слаженность.
Имеет смысл различать неформальные и формальные группы. Формальные группы характеризуются рядом общих признаков:
• имеют формальную структуру,
• имеют целевую ориентацию,
• часто организованы на постоянной основе,
• вносят вклад в деятельность более крупной общности людей,
• сознательно организованы кем-либо.
Неформальные группы представляют собой выборку людей, ставшую группой на основе развития взаимоотношений, влияния на поведение друг друга и вклада во взаимное удовлетворение каких-либо потребностей.
Похожие работы:
- Группы и их свойства
Как правило, проблемы, возникающие в ходе выполнения производственных задач, в значительной мере порождены причинами, «растворенными» в конкретном подразделении. Поэтому и устранять их имеет смысл лиш...
- Товар и его свойства
Любой товар обладает прежде всего тем же свойством, что и натуральный продукт - полезностью (в английской политической экономии это свойство назвали "потребительная стоимость"). Однако одно дело - про...
- Рыночные свойства
Важнейшими являются качественные свойства информации, такие как способность быть принятой, хранимой, передаваемой, используемой, создаваемой. Или такие характеристики как полезность, эффективность, эк...
- Целевые группы
Целевая группа формируется руководством высшего звена, когда возникает серьезная проблема, требующая немедленного решения, поскольку она может застопорить деятельность организации, привести к остановк...
- Свойства и формы информации
Аксиомой является тот факт, что информация обладает только потенциальной возможностью стать полезной для пользователя. Действительная цена информации выявляется после ее использования, часто через зна...